Сергей Рахманинов. Всенощное бдение, Op. 37

Сергей Рахманинов. Всенощное бдение, Op. 37
Всенощная Рахманинова — шедевр русской духовной музыки, крупный хоровой цикл, созданный композитором во годы Первой мировой войны. На рубеже веков возрождается интерес к церковной музыке, к традициям древнего православного пения. При этом, уже в дореволюционную эпоху духовные сочинения русских композиторов звучат не только в церкви, но и в концертных залах.

На работу Рахманинова над Всенощной повлияло творческое общение с композитором и хоровым дирижером, директором Синодального училища в Москве А.Д. Кастальским, а также изучение трудов видного ученого-палеографа С.В. Смоленского, памяти которого сочинение и посвящено. Композитор обращается здесь к вошедшим в церковный обиход древним мелодиям знаменного распева, которые дополняет собственными оригинальными темами. Первое исполнение Всенощного бдения состоялось 10 (23) марта 1915 года в Колонном зале Благородного собрания, Синодальным хором под управлением Н. Данилина. В последующие месяцы произведение было исполнено еще четыре раза, с неизменным успехом. Сборы от двух концертов были переданы в пользу жертв войны. После Октябрьского переворота 1917 года Всенощное бдение было исключено из концертного репертуара. Лишь в конце XX века эта прекрасная музыка заняла свое законное место в концертной жизни.