Владимир Минин и Валентин Гафт представили концерт-мистерию "Мне на плечи кидается век-волкодав"

09.03.2016
Владимир Минин и Валентин Гафт представили концерт-мистерию "Мне на плечи кидается век-волкодав"
Строчка из известного стихотворения Осипа Мандельштама 1930-х годов вынесена в название концерта-мистерии неслучайно: "Век-волкодав" - этим ярким символом поэт выразил суть странного и страшного времени, в которое ему довелось жить. Прошлое страны неизменно оставляет отметины в душах следующих поколений, особенно если речь идёт о неоднозначных исторических периодах. Прославленный актёр Валентин Гафт и знаменитый хоровой дирижёр Владимир Минин откликаются на тему, до сих пор остающейся открытой для большинства соотечественников: кем был для нашей страны Сталин - мудрым вождём или палачом?

Литературно-музыкальная композиция "Скажи, он - дьявол или Бог...?" - это мистический диалог исторических персон с нашими современниками, парадоксальный взгляд из прошлого в современность, дающий возможность почувствовать и осмыслить самый противоречивый период советской истории, связанный с личностью Иосифа Сталина. "Я как автор хочу, чтобы те, кто верит, кто любит Сталина, услышали бы, как их идол кается... Этого в жизни не произошло, но пусть у них на глазах он произнесёт слово "прости", - говорит Валентин Гафт. Владимир Минин подчёркивает, что отношение художественной интеллигенции к личности Сталина должно быть выражено не в постулатах, а именно в художественной форме: "А уж будет оно после нашего выступления единообразным или не будет, это по степени образованности и образа мысли каждого индивидуума".

Сущность каждого отрывка поэмы раскрывает и дополняет специально подобранная музыка: использованы фонограммы 4-й, 7-й и Камерной симфоний Дмитрия Шостаковича, его же музыка к трагедии Шекспира "Король Лир", фрагменты из оратории "Иван Грозный" Сергея Прокофьева, "Песня о Сталине" и "Колыбельная" из кинофильма "Цирк" Исаака Дунаевского, сочинение Гии Канчели "Amao omi" и отрывок из "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова. Московский камерный хор выступает не только в качестве мощного аккомпанирующего инструмента, но и является вполне самостоятельным персонажем действа.

Для нашей страны 2016 год выдался богатым на памятные даты: 60 лет назад, в 1956 году, в Москве состоялся знаменитый 20-й съезд КПСС, известный осуждением культа личности вождя. Сотни тысяч людей начали выходить на волю - за год было реабилитировано свыше 500 тысяч человек. Вскоре появились и шестидесятники, для которых единственно возможным культом был культ человеческого достоинства. Казалось, что страна изменилась навсегда, но, как говорит Валентин Гафт устами своего героя: "Вы осмелели рановато - и неминуема расплата, поскольку я всегда в Кремле...".

Особенно значимая дата для В. Минина и Московского камерного хора - 110-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича, которое будет отмечаться в сентябре этого года. Этому событию будет посвящено первое отделение концерта. С именем композитора связана ещё одна круглая дата - 80 лет назад, 28 января 1936 года, в газете "Правда" появилась статья "Сумбур вместо музыки!", в которой его опера "Леди Макбет Мценского уезда" подвергалась резкой критике за "антинародный", "формалистический" характер. Так началась долгая история культурного противостояния Шостаковича и Сталина.

Написанные 65 лет назад "Десять поэм на слова революционных поэтов" (1951), которые прозвучали 14 марта со сцены Большого зала Московской государственной консерватории, стоят в одном ряду с сочинениями, возникшими после печально известного Постановления 1948 года, когда вновь обвинённый в космополитизме композитор, вместе с другими видными деятелями искусства, пытался оставаться самим собой в условиях сталинского режима. В "Десяти поэмах", своём первом сочинении для хора a capella, Шостакович обратился к русскому революционному фольклору, с которым был знаком ещё с детства - тексты хоровых поэм принадлежат мало известным сейчас поэтам конца XIX – начала XX веков. "Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух эпохи, но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня", - признавался композитор.

В программе концерта также прозвучало знаменитое "Адажио" Сэмюэля Барбера (переложение для хора С. Анашкина), признанное критиками одним из лучших музыкальных произведений второго тысячелетия. Исполнение будет посвящено памяти выдающегося литовского дирижёра, близкого друга Владимира Минина, народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса.

Участники:
Московский государственный академический камерный хор;
Дирижёр – народный артист СССР Владимир Минин;
Народный артист РСФСР Валентин Гафт.
Солисты:
Светлана Николаева (меццо-сопрано);
Борислав Молчанов (тенор);
Сергей Годин (тенор).
Квартет саксофонистов:
Леонид Друтин (саксофон-сопрано);
Евгений Крылевский (саксофон-альт);
Дмитрий Сарасек (саксофон-тенор);
Игорь Гуревич (саксофон-баритон)