Владимир Минин: Мои учителя живут во мне

15.05.2017
Владимир Минин: Мои учителя живут во мне
(Звучит песня "Однозвучно гремит колокольчик" в исполнении Московского камерного хора)
Алексей БАРАБАНОВ: – Хор Минина – так называет этот коллектив публика, верный и преданный слушатель. В этом году он отмечает свой юбилей – 45 лет. И у нас сегодня в студии художественный руководитель и главный дирижёр Московского Камерного хора, Народный артист СССР Владимир Минин. Здравствуйте, Владимир Николаевич!

– Добрый день.

– Поздравляю Вас, в первую очередь, с юбилеем вашего детища!


– Спасибо большое!

– Вы так внимательно слушали запись…


- Вы знаете... Сегодняшний человек не запоёт эту песню в машине или в поезде. И тогда у него, естественно, может возникнуть вопрос: зачем вы поёте нам со сцены эту песню? Вот я слушаю и думаю: какие чувства может вызывать подобная песня у сегодняшнего слушателя, когда темп жизни поменялся? Это же кибитка, которая неспешно едет. Но, знаете, Я скажу вам, зачем. Во-первых, я хотел бы, чтобы у человека это вызывало какие-то генетические чувства, чтобы он не забывал, какой нации принадлежит. А во-вторых, чтобы человек обратил внимание, какая всё-таки в этой неспешности была глубокая внутренняя жизнь человека, обращение внутрь себя, самосозерцание, размышления о том, что его окружает. Это я не в укор сегодняшнему человеку, занятому, в первую очередь, хлебом насущным. Но, я думаю, что размышление о жизни никогда ещё никому не было вредно.

– Вы упомянули об автомобилях и пробках. Мне кажется, что эта песня в исполнении вашего хора может быть очень полезна в пробке, особенно в такой, которая никуда не движется. Как раз можно остановиться, послушать, задуматься и, может быть, разобраться в чём-то.


– Да.

– Поэтому как бы не изменилось время и скорость нашей жизни, а кибитка не поменялась на машину, всё-таки есть место чему-то глубинному.


– Да, безусловно.

– Владимир Николаевич, за 45 лет руководства Московским камерным хором вас можно уже назвать капитаном дальнего плавания. И это плавание... оно ведь началось гораздо раньше. Некоторые в этом возрасте только жить начинают. Вы же создали хор, когда вам было 43 года?


– Да.

– И что вас сподвигло на это? Ведь по сути в вашей жизни произошли кардинальные изменения.


– В конце 1960-х гг., на излёте хрущёвской оттепели, создавалось много камерных хоров, но, в большинстве случаев, они очень быстро умирали, потому что их репертуар зиждился в основном на западной музыке, музыке эпохи Возрождения. Мне хотелось создать русский камерный хор – нетипичное явление для русской действительности. Маленькие хоры, безусловно, были, но слово "хор" всегда ассоциировалось с крупным коллективом. Создание именно русского камерного хора было, если хотите, неким оппонированием большим хорам, которые в то время пели достаточно много "официозной" музыки.

– К тому времени у вас уже был опыт руководства большими государственными хорами?


– Да, был, но сейчас я не об этом. Вы сказали «капитан дальнего плавания» и это очень интересно... Я ведь родился в Ленинграде, морском городе, и когда были парады военно-морского флота, когда видел парадную форму, офицеров, кортики, фуражки с кокардами… Это просто завораживало. Во время войны мы с моим приятелем из эвакуации, когда школу нашу вывезли на Вятку, написали заявление в школу юнг. Я очень хотел стать морским офицером. Но, почта, как вы сами понимаете, ходила не шибко быстро, через три месяца нам пришёл ответ: "приём в школу юнг закончен".

– Вы, наверное, очень расстроились.


– Не то слово! Так что перед вами сидит несостоявшийся военный капитан.

– Зато вы - капитан хоровой! Было ли у вас изначально какое-то кредо, когда вы создавали свой коллектив?


– Конечно. До этого я руководил большими коллективами, созданными до меня: Молдавской капеллой "Дойна" и Петербургской придворной певческой капеллой. А мне хотелось сказать своё слово, найти своё художественное лицо, свой художественный почерк. Поэтому, создавая свой хор, я был к этому готов и внутренне, и идейно. Важно было только овеществить это, потому что программа и кредо сложилось давно.

– Вы помните первую пластинку с записью хора?


– Да, конечно, помню. Пластинка была посвящена старинной современной русской музыке: там был Петровский кант на заключение Ништадского мира ("Радуйся, Росско Земле"), Многолетие Петру I, застольная песня "Похвала хозяину", "Маленькая кантата" Родиона Щедрина, "Ты запой мне ту песню, что прежде" Георгия Свиридова, обработки народных песен русских композиторов. Эту пластинку я очень хорошо помню. Кстати, выпустила её французская фирма Le Chant du Monde в своё время.

– При том, что вы пели русскую музыку, всё-таки ваш хор иногда обвиняли в том, что вы разрушаете традиции.


– Ну, это не столько разрушение традиций… Ведь когда ты крутишься в одних и тех же интонациях – это всё равно, что постоянно черпать воду из колодца. Опустил ведро, поднял, опустил, поднял. И вода в колодце начинает замутняться, потому что там же есть дно, песок, и оттого, что ты всё время черпаешь воду, она становится мутной. Поэтому в данном случае то же самое: когда ты долго крутишься в одних и тех же интонациях, невольно начинаешь замечать в себе какие-то «штампы». А штампы – это смерть. Поэтому ты хочешь, или должен и обязан перейти на какие-то другие интонации, в том числе на западную музыку. Это первое, что приходит в голову.

– То есть ваш коллектив пел не только духовные произведения, кантатно-ораториальную музыку, но и что-то современное, для чего нужна совершенно другая стилистика?


– Безусловно. И мы сознательно стремились к тому, чтобы у нас был представлен как можно более широкий спектр. Допустим, на нашем юбилейном нашем концерте, который был 27 апреля, мы пели фрагменты из мюзикла Леонарда Бернстайна "Вестсайдская история". И рядом с этим, если говорить о западной музыке, пели музыку Антонио Вивальди, а это совершенно полярные вещи. И, конечно, русская музыка, из которой будет складываться весь будущий сезон. В программу абонемента мы включили произведения С. Рахманинова, В. Гаврилина, Г. Свиридова.

– Кстати, в 2011 году звукозаписывающая компания NHK признала ваше исполнение произведений Рахманинова эталонным. Это так?


– Было такое, да. Вообще, я к дифирамбам отношусь очень снисходительно. Это не зазнайство, нет. Я точно знаю, что самый строгий судья сидит во мне. Если я не буду к себе строг, тогда это для меня конец. Поэтому некая аскеза - и в поведении, и в своих потребностях. Ну, не то, чтобы Рахметов (центральный персонаж произведения Н. Чернышевского "Что делать?" - прим. Choir.ru), но сужу я себя очень строго. Что подвигло? Я Вам скажу. Всё-таки мой учитель Александр Васильевич Свешников был потрясающим трудоголиком, человеком, преданным делу. Я взял с него пример. Первым моим учителем был царский регент Володя Андреевич Богданов, тоже трудоголик и строгий человек — и к себе, и к нам. Мои учителя живут во мне, я - приверженец их стиля.

– В этом году Московскому камерному хору исполняется 45 лет. Есть ли какая-то календарная дата основания?

– Да, 23 апреля.

– Это был подписан какой-то приказ?

– Нет, это была дата первого концерта, от которой мы ведём наше летосчисление.

– Владимир Николаевич, а насколько часто сменяются артисты в хоре?

– Сейчас уже пятое поколение.

– Хор – это искусство молодых?

– Конечно. Сейчас в хоре очень много молодёжи, многие пришли в 2014 году. Средний возраст – лет 28-29. Кроме того, есть мои помощники: хормейстер Ольга Словеснова, концертмейстер Елена Ильина, дирижёр Тимофей Гольберг. Наша первая солистка, Народная артистка России Наталья Герасимова, сейчас работает у нас преподавателем по вокалу.

– Помимо традиционной концертной деятельности у вас есть интересная программа "Хор Минина - детям". Что это за проект?

– Вот уже 10 лет мы ездим в медицинские центры, где находятся дети, которые, нуждаются в кардинальной медицинской помощи, для них мы и даём концерты. Мы стараемся, чтобы дети тоже принимали участие, для них это радость. Как-то наш артист пел песню в ритме вальса и вышла маленькая девочка. Он её взял, подхватил на руки, и, танцуя, вместе с ней пел. Для детей на всю жизнь остаётся такое впечатление... Мы приезжаем с концертами в музыкальные школы, в общеобразовательные школы. Недавно выпустили компакт-диск "Хор Минина - детям", где записали около 20 песен из мультфильмов и музыкальных сказок. Артисты сделали это сами, никто им не приказывал. Только спросили: "Кто хочет?". Я к этому прикладывал минимум, всё - их самостоятельная работа.

– Удивительно, конечно. И трогательно.

– Трогательно. Потому что в этом выражается понимание того, где они работают и во имя чего.

– За 45 лет хор одержал множество побед, было множество концертов, гастролей, сотрудничество со знаменитыми солистами...

– Это целая глава в жизни хора. Мне повезло, что со мной и с нашим хором соглашались работать такие величины мирового класса как Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили, Александр Ведерников, Гегам Григорян…

– А как же зарубежные солисты?

– Приглашали, конечно. К нам приезжали на исполнение и "Реквиема" Моцарта, и мессы Россини… Не Паваротти, конечно, потому что у нас для этого у нас просто не хватило бы средств.

– А Монсеррат Кабалье, по-моему, была. Она вас обаяла?

– Да, мы ей аккомпанировали в концерте. Вы, знаете, это же певица высочайшего класса, а я никогда в жизни о таком не мечтал. Когда же это случилось, я понял, что чувства, которые я испытал на сцене вместе с ней, я не испытал бы никогда в жизни, работая с рядовыми певцами.

– Владимир Николаевич, мы поздравляем вас и ваш коллектив с 45-летием, завершением очередного сезона и с нетерпением ждём будущих концертов!

– Спасибо вам большое.

5 мая 2017 года

www.muzcentrum.ru