Московский Камерный Хор завершил запись "Десяти поэм" Д. Д. Шостаковича

16.06.2015
Московский Камерный Хор завершил запись "Десяти поэм" Д. Д. Шостаковича
13 июня в Государственном доме радиовещания и звукозаписи завершилась запись нового диска Московского камерного хора под управлением Народного артиста СССР Владимира Минина. На этот раз Маэстро обратился к произведению Д. Д. Шостаковича "Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов". Сам композитор писал об этом сочинении так: "Поэмы, пожалуй, первый мой опыт в области музыки для хора без сопровождения, если не считать небольших хоровых эпизодов из музыки к кинофильмам. Этот опыт я собираюсь продолжить и впредь. Меня искренне увлекает работа для хоровых коллективов". Своими впечатлениями об услышанном с нами поделилась вдова мастера Ирина Шостакович, присутствовавшая на записи диска.

Ирина Антоновна, в истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы. Как вы думаете - насколько сегодня актуальны "Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов"?

Тема, которую поднял Шостакович, совпадает и с сегодняшним днём. Все авторы стихотворений, которые он использовал в поэмах, были бойцами боевых дружин, участниками баррикадных сражений, работниками партийной печати. Они сидели в царских тюрьмах, их высылали в ссылки. Эти люди избрали путь, полный лишений и невзгод, хотя были творчески одарены - многие из них ярко проявили себя в искусстве. Всё-таки их поэзия была оружием политической борьбы и средством жизнеутверждения - они верили в победу народа, пусть даже ценой собственных жизней. В этих стихах звучит их решение бороться со злом, искреннее желание изменить существующий на тот момент порядок вещей...


Поэты-революционеры понимали характер своей поэзии, родившейся в ссылке, в тюрьме, в заточении. Советские композиторы мало соприкасались с их творчеством. Шостакович выбрал произведения, отражающее борьбу народа и раскрывающие духовный облик революционера. По форме "Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов" это сюита. Такую форму он выбрал неслучайно, поскольку хор может воплощать массовое народной действо и, в то же время, там звучит лирический голос борца - участника событий тех лет. Позже эти переложения революционных песен Шостакович включил в свою 11-ю симфонию ("1905 год"), они также использованы в его Восьмом квартете. Думаю, что эти поэмы помогают воссоздать моральный облик борца за справедливость.

Надо сказать, что поколение, к которому принадлежал Шостакович, считало, что их долг - быть полезными своей Родине. Дмитрий Дмитриевич нередко выступал в защиту слабых и гонимых людей. В то время, когда в стране процветал антисемитизм, он создал вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии". Но тогда это трудно было исполнить...

В Москве работают Архив Дмитрия Шостаковича и музыкальное издательство "DSCH" (музыкальная монограмма, объединяющая начальные буквы имени и фамилии композитора в немецком написании, которая звучит во многих его произведениях как своего рода автограф, знак личного присутствия. Произносится как "De-Es-Ce-Ha"), главная цель которого - выпуск полного собрания сочинений композитора в 150 томах. На данный момент издано 70 томов. Каковы ближайшие планы издательства?

В 2015 году мы планируем издать музыку к кинофильму "Гамлет", в 2016 году — хоровые произведения, в том числе два оркестрованных Шостаковичем хора Давиденко: "На десятой версте от столицы" и "Улица волнуется".

Ирина Антоновна, по вашему мнению - какие из симфоний Шостаковича могли бы отразить события сегодняшних дней?

Абсолютно все. В своих хоровых поэмах и симфониях Дмитрий Дмитриевич описал путь России, они отвечают тем событиям, через которые довелось пройти нашей стране. В какой-то мере творчество Шостаковича - это энциклопедия российской жизни в послереволюционный период. И я очень благодарна Владимиру Николаевичу Минину, который обратился к этим поэмам, поскольку это отвечает сегодняшним запросам общества.

Какие впечатления Вы получили от записи диска?

Выбор Мининым именно этого произведения неслучаен, оно передает его понимание сегодняшней жизни. Считаю, что диск станет эталоном для последующих исполнителей творчества Шостаковича. Совсем недавно Московский камерный хор исполнил фрагменты из "Десяти хоровых поэм на слова революционных поэтов" в Кургане и это вызвало большой интерес аудитории. Нужно очень ценить то, чем занимается Владимир Минин. Это тот фундамент, к которому будут обращаться хормейстеры и руководители хоров, которые идут вслед за ним.

Илья Маршак