Родион Щедрин: Запечатлённый ангел
Родион Щедрин: Запечатлённый ангел
Литургия "Запечатленный ангел" была написана Щедриным в 1988 году по Николаю Лескову на канонические церковно-славянские тексты для смешанного хора а cappella со свирелью (флейтой) в 9 частях. Повесть Лескова "Запечатленный ангел" не служила программой музыки Щедрина, от нее были взяты отдельные элементы: название, образ свирелиста, сюжетный "круговорот очищения". Как отмечал сам композитор, его привлекла в рассказе об иконописце Севастьяне, расписавшем оскверненную сильными мира сего древнюю чудотворную икону, прежде всего, идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства.
По отношению к литургии композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи) с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, "равнинность" мелодии, беспаузность. По хоровым приемам это энциклопедия русского хорового письма, включившая помимо мелодики знаменного типа также народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект "храмового эха" и имитацию колокольного звона.
По отношению к литургии композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи) с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, "равнинность" мелодии, беспаузность. По хоровым приемам это энциклопедия русского хорового письма, включившая помимо мелодики знаменного типа также народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект "храмового эха" и имитацию колокольного звона.