Тимофей Юрьевич Гольберг (Художественный руководитель)

Родился в 1991 году в Нижнем Новгороде. Обучение музыке начал с пяти лет. В 2014 году с отличием окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки (по специальности «дирижирование академическим хором»; класс проф., заслуженного работника культуры РФ С.И. Смирнова). В 2013 — 2016 годах обучался оперно-симфоническому дирижированию в классе проф., народного артиста РФ А.М. Скульского.

 Дипломант II степени IV Всероссийского конкурса хоровых дирижёров имени В.С. Попова (Москва, 2014), победитель II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Хоровое дирижирование» (Москва, 2015). С 2016 года — дирижер, с 2019 — художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора (занял этот пост по предложению основателя коллектива, народного артиста СССР, проф. В.Н. Минина).

В 2015 — 2019 годах выступал с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.

В репертуаре Тимофея Гольберга особое место занимает хоровая музыка XX — XXI веков. Продолжая и развивая традиции, заложенные В.Н. Мининым, Тимофей Гольберг уделяет большое внимание отечественной музыке указанного периода, — сочинениям таких крупнейших мастеров, как Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гия Канчели. В 2019 году под управлением Тимофея Гольберга на фестивале Российского национального оркестра Хор исполнил «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия» Шостаковича. В том же году в Москве неоднократно звучал Реквием Шнитке, а в 2021 году Хор записал это сочинение. По инициативе дирижера репертуар коллектива в короткие сроки пополнили сочинения Карла Дженкинса и Джона Тавенера (оба — Великобритания), Угиса Праулиньша (Латвия), Эрика Уитакера (США), Эрикса Эшенвалдса (США-Латвия) и других авторов.

Наряду с академическими, Тимофей Гольберг активно пропагандирует иные формы хорового исполнительства. Весной 2021 года в рамках Чеховского фестиваля Московский камерный хор стал главным участником театрального представления на сцене Концертного зала «Зарядье» «Сотворение мира» (постановка компании «Фура дель Бауш», музыкальная основа — оратория Й. Гайдна). В конце того же года на той же сцене прошла премьера музыкально-хореографического действа «Последний день вечного города» (музыка Ильи Демуцкого, постановка Дарьи Борисовой).

«Это может показаться странным, но самое главное в хоровых концертах — выйти за пределы слова «хор». Нужно, чтобы наши музыканты чувствовали себя артистами хора, а не хористами. Это влияет и на их самоощущение, и прежде всего, на публику. Хор должен удивлять. И это особенно важно, потому что именно от хора этого мало кто ждет. В каждом концерте, даже абсолютно классическом, должна быть какая-то изюминка. Это и поможет в привлечении нового слушателя» (Тимофей Гольберг).