Владимир Минин: Залог успеха Хора - работа с увлечением

07.10.2015
Владимир Минин: Залог успеха Хора - работа с увлечением
Беседа музыковеда Роксаны Саркисовой с художественным руководителем и главным дирижёром Московского государственного академического камерного хора Владимиром Мининым.

Р. С.: Владимир Николаевич, однажды Вы с огрочением заметили, что в наши дни сила рубля стала едва ли не единственной движущей силой искусства... Как сейчас обстоят дела в Московском камерном хоре?

В. М.: За последний год мне удалось создать практически новый коллектив, по своим потенциальным возможностям превосходящий прежний. С половиной хора пришлось расстаться - такая была коллизия... Сейчас артисты Хора работают с большим увлечением - в этом залог будущих успехов.

Р. С.: Хор вступает в 43-й год своего существования. Первый концерт филармонического абонемента №40 пройдёт в зале имени П. И. Чайковского 24 ноября. Он приурочен к 260-летию В. А. Моцарта. Который раз будете дирижировать его "Реквиемом"?

В. М.: Точно не скажу, но далеко не первый. Огорчает, что в последнее время Моцарт превратился на нашей концертной эстраде в "квази-дежурное блюдо", но исполнение часто не отвечает высоким требованиям... Поэтому я сейчас переосмысливаю своё отношение к этому сочинению: постараюсь, чтобы эта музыка была не столько дежурно-обрядовой, сколько обрядово-интимной...

Р. С.: Вы осваиваете новый зал Московской филармонии - имени Сергея Рахманинова (абонемент №114). Там "Посвящение Моцарту" пройдёт днём позже - 25 ноября 2015 г. Что Вы думаете об акустике и других качествах этого зала? Ваше мнение ценно...

В. М.: Я могу только поздравить москвичей и всех любителей классической музыки с подобного рода залом! Это - изумительное приобретение, потому что в зале имени Рахманинова прекрасная акустика и вообще созданы все условия для восприятия классической музыки.

Р. С.: Жаль, что далеко от центра столицы...

В. М.: Всё не может быть в центре! Я считаю, что настоящие любители музыки спустятся в метро и спокойненько доедут...

Р. С.: "Маленькая торжественная месса" Джоаккино Россини (поставленная на февраль 2016 года) тоже входит в "золотой фонд" Камерного хора, менялись лишь солисты. Вспомните о первом в России исполнении этой чудесной музыки в канун 1979 года...

В. М.: Удивительно, что до 1979 года эта музыка не звучала в России... Что помню я о той знаменательной премьере? Во-первых, была дорогая моему сердцу Елена Васильевна Образцова... Другие солисты тоже радовали: изумительный бас Евгений Нестеренко, тенор Гегам Григорян, сопрано Наталья Герасимова, солистка Хора. А партию фортепиано исполнял Важа Чачава... И мне памятно это событие ещё тем, что когда я спросил Образцову об её участии, был только один вопрос - "когда?"... Никаких разговоров о гонораре, о деньгах не было. Вот это настоящие артисты! Тогда, в декабре 1979-го, был переполненный Большой зал Консерватории и восторженный приём слушателей...

Р. С.: Знаете, что кажется мне замечательным? 25 февраля 2016 года в этом шедевре Россини мы должны услышать двух участников телевизионного проекта "Большая опера-2014". Это — сопрано из Казахстана Салтанат Ахметова, занявшая первое место, и одарённый тенор Алексей Саяпин (к сожалению, преервавший своё участие в конкурсе по состоянию здоровья). Их ещё слышыла и, можно сказать, благословила Елена Васильевна Образцова! Вот она - зримая связь поколений. В абонементах Хора значится и совсем новое произведение - оратория Юрия Шерлинга "Исход" (российская премьера). О чём она? Кто будет её исполнять?

В. М.: Полностью не отвечу на ваш вопрос, т. к. эту музыку пока знаю только в эскизном варианте... Он представляется мне серьёзным по отношению к теме - исход пленных иудеев из Египта. По жанру можно сравнить его с "Вавилонским столпотворением" Антона Рубинштейна...

Р. С.: Есть ведь и оратория Г. Ф. Генделя "Израиль в Египте"...

В. М.: Конечно, здесь та же тематика, взятая из Ветхого Завета. Но повторяю: судить об этом сочинении ещё рано! В исполнении будут задействованы ГАСО имени Е. Ф. Светланова и дирижёр Ваагн Папян, окончивший Ленинградскую консерваторию как симфонический дирижёр, у прославленного педагога Ильи Мусина. Активно концертирует с 1981 года, работал в Армении, Казахстане... Ныне руководит одним из оркестров Израился.

Р. С.: Московской публике явно полюбилась композиция "Скажи, он - дьявол или бог?...", созданная Вами в сотрудничестве с Народным артистом России Валентином Иосифовичем Гафтом. Вы собираетесь снова исполнить её в конце февраля 2016 года в Зале имени Рахманинова.

В. М.: Знаете, не скрою, что доволен удачным сочетанием поэмы Гафта с подобранной мною музыкой С. Рахманинова, А. Кастальского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Канчели, И. Дунаевского... Мне эта композиция очень нравится! И нравится поэма Гафта, где он выступает ни как противник, ни как апологет Сталина. Он задаётся вопросом - что происходит внутри этого человека? Хочет понять, мучается ли он от этого злодейства, которое содеял... Естественно, Сталин горд тем, что ему удалось создать столь мощную державу! И мне кажется, что эта поэма весьма пользительна для того поколения, которое не знает, что такое Сталин, кто он был...

Р. С.: А ходят на неё, в основном, люди старшего поколения...

В. М.: Не могу точно этого сказать! Во всяком случае, мы бы хотели это сочинение представить в МГУ...

Р. С.: В июне 2015 года Хор записал "Десять поэм на слова революционных авторов" Д. Д. Шостаковича после прекрасного их исполнения в Зале имени П. И. Чайковского в апреле. Как шла эта работа, кто был звукорежиссёром?

В. М.: Звукорежиссёр был замечательный - Павел Игоревич Лаврененков, изумительный музыкант! Но работа была трудной, т. к. пел уже новый состав Хора, находящийся в стадии становления. О результатах будем судить позже.

Р. С.: Уважаемый Владимир Николаевич, Вам и Хору предстоит большая увлекательная работа в новом концертном сезоне. Если можно, расскажите, кто сейчас помогает Вам в работе.

В. М.: В прошлом сезоне сменились мои ассистенты. Одним из моих заместителей является профессор Московской консерватории Алексей Максимович Рудневский, декан двух факультетов: дирижёрско-хорового и симфонического дирижирования. Он начал свою работу очень тщательно и скрупулёзно. Вторым моим помощником стала Ольга Владимировна Словеснова, давно поющая в нашем коллективе. Работает она очень хорошо. Концертмейстер по-прежнему Елена Ильина. Однако главным соратником и помощником считаю нашего директора - Аллу Аркадьевну Дубильер. Она ведёт огромную управленческую работу, занимается бесконечно длящимся ремонтом нашего будущего нового помещения на Новой Басманной улице. Но при этом, будучи музыковедом, не перестаёт быть творческим человеком. Мы с ней всегда находим общий язык, поскольку оба заинтересованы в том, чтобы Хор продолжал развиваться и в XXI веке.