Владимир Минин: "Вся музыка Свиридова была соткана из его раздумий о России"

16.12.2015
Владимир Минин: "Вся музыка Свиридова была соткана из его раздумий о России"
16 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского композитора Георгия Свиридова. В преддверии празднования знаменательной даты, художественный руководитель и главный дирижёр Московского камерного хора, Народный артист СССР Владимир Минин рассказал о своём восприятии творчества мастера.

В начале 1950-х годов Георгий Васильевич Свиридов приехал в Москву. Однажды ему потребовалось прийти в присутственное место. Он приходит и видит - сидит пожилой вахтёр и просит предъявить паспорт. Георгий Васильевич никак не может найти документ, но вдруг вспоминает, что у него есть членский билет Союза композиторов СССР.

Свиридов показывает его вахтёру, тот читает и, поднимаясь, вытягивает руки по швам и восклицает: "Вы композитор?!". Георгий Васильевич отвечает: "Да нет, композитор - это Чайковский, это Мусоргский, а я только умею складывать ноты". Вы скажете, что это ёрничание... Наверное. Вы скажете, что это "самоуничижение паче гордости"... Вероятно. Но я бы сюда ещё добавил строки Тютчева:

"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать..."

Георгий Васильевич писал глубоко национальную музыку, она вся была соткана из его раздумий о России и поэтому имела такое огромное влияние на духовную жизнь людей. Свиридов всегда был чужд модернизму - он исповедовал идею Даргомыжского, цитирую: "Хочу, чтобы звук выражал слово, хочу правды". Вот эта правда, высказанная в большинстве его произведений, связанных со словом, всегда была настолько естественно интонируема, что его музыку многие воспринимали как свою, родную.

Творчество Свиридова уже давно органично вошло в нашу жизнь. Кто не знает произведение "Время, вперёд!", звучащее в заставке к программе "Время" или "Романс" из музыки к фильму "Метель", который можно услышать в Московском метро? Масштаб творчества Георгия Васильевича огромен: от маленькой пьесы для детей ("Из детского альбома") до гигантских масштабов сочинений, в которых шла речь о грандиозной катастрофе, постигшей Россию в 1917 году и вызвавшей огромные катаклизмы впоследствии.

Мне, кажется, что самыми главными словами для характеристики творчества Свиридова, могут быть строки из биографии Сергея Есенина:

"Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла".