Юрий Шерлинг: "Надо остановить исход в небытие"

08.04.2016
Юрий Шерлинг: "Надо остановить исход в небытие"


16 и 17 апреля в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Зале имени С. В. Рахманинова (Филармония-2) состоится
мировая премьера оратории "Исход" ("Exodus Triada"). В преддверии этого мероприятия автор произведения - композитор, театральный режиссёр, хореограф и балетмейстер, Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Шерлинг ответил на вопросы пресс-службы Московского камерного хора.




Уважаемый Юрий Борисович, в "Exodus Triada" Вы доказали, что сложное музыкально-философское произведение может быть на редкость мелодичным. Что вдохновило Вас на создание этой оратории?


Отправной точкой была встреча с Хором Минина. Всё было очень просто и невероятно мистично. Я изложил свою идею директору коллектива Алле Дубильер - прекрасному организатору, профессиональному и влюблённому в своё дело человеку, - и получил возможность показать музыкальные эскизы Владимиру Минину. Я спросил его: "Писать или не писать?" и в ответ услышал: "Писать и немедленно!". Далее были долгие месяцы работы и назначенная дата премьеры с Божьей помощью вела мою руку. Когда партитура была закончена, Владимир Николаевич пустил ораторию в работу своего хора. И... Чудо! О, чудо! То, что я слышал в глубинах своего сознания, стало материализоваться.

В своём произведении Вы рассуждаете на тему освобождения человека от попыток поработить его, лишить надежды и уничтожить. Какова главная идея "Исхода"?

Отвечу цитатой из либретто: "…И вот минули тысячелетия. Отпылали костры инквизиции, остыли печи Освенцима, осели могилы погибших. Мир вздохнул и замер на выходе. Сегодня вновь на месте начала исхода льётся кровь на раскаленный песок и миллионы детей нашего общего Творца, единого для всех сущих на Земле, бегут с земель Востока. Мы все молимся, каждый своему Б-гу. Просим мира. И в истовых молитвах не слышим, что Он нам говорит. Мы ищем себе всё новых врагов, не понимая, что враг - внутри нас самих. Нам дан сегодня последний шанс остановиться, одуматься и понять для чего Творец подарил нам жизнь в созданном им мире. Надо остановить грядущий новый исход ибо это будет исход в небытие, покрытое ядерным пеплом когда-то прекрасных садов Эдема...". Думаю, что это и является главной идеей произведения.

Exodus Triada - вариант Шерлинга.jpg

Московский камерный хор является одним из главных действующих лиц оратории - как состоялось ваше знакомство с этим легендарным коллективом?

С творчеством Владимира Минина и его хора я знаком с начала 1970-х, практически с момента основания. С тех пор я стараюсь следить за всем, чем занимается этот коллектив и, по возможности, не пропускать концерты. Наша страна должна гордиться такими талантливыми артистами!

Какие впечатления у Вас остались от репетиций?

Творческий процесс редко проходит гладко, но высокий профессиональный уровень хормейстеров А. Рудневского и О. Словесновой, концертмейстера Е. Ильиной, Государственного симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова и солистов, позволил преодолеть все трудности. И, конечно же, не могу не отметить дирижёра Фёдора Леднёва, который своим знанием современной музыки вдохновил всех без исключения на сотворчество.

Где можно будет услышать "Exodus Triada" после двух премьерных концертов в Москве?

Точной информации о датах и местах проведения концертов пока нет, но могу сказать, что это только начало большого шествия оратории по миру. Познание делает нашу жизнь богаче и мне хочется верить, что наша работа сделает жизнь слушателей хоть немного лучше. Желаю всем большого счастья!

Беседовал Илья Маршак.