Спасибо за музыку

13.04.2017
Спасибо за музыку
45 лет спустя Московский камерный хор Владимира Минина всё ещё в силе.

Оригинал статьи (на английском языке)

Когда в 1972 году дирижёр Владимир Минин основал Московский камерный хор, он и представить себе не мог себе, что всё ещё будет "у руля" в возрасте 88 лет. Но, поскольку хор готовится отпраздновать свое 45-летие серией концертов в пасхальный период, В. Минин с уверенностью говорит о том, что в ближайшее время покидать пост художественного руководителя он не намерен.

"Когда я на нахожусь на дирижёрском подиуме, я не устаю, лишь после могу ощутить усталость", - рассказывает он. В. Минин признаёт, что он не сможет работать с хором вечно, но говорит лишь о том, что в настоящее время готовит преемника, который мог бы взять на себя коллектив из 42 человек.

В рамках юбилейных торжеств Минин будет дирижировать на четырёх концертах, один из которых состоится 16 апреля в Кафедральном соборе святых Петра и Павла. Праздничный гала-концерт пройдёт в Концертном зале имени П. И.Чайковского 27 апреля.

За последние 45 лет хор удостоился многочисленных наград на различных фестивалях и конкурсах — как в России, так и за рубежом, сотрудничал с выдающимися представителями российской и международной классической музыки: Ириной Архиповой, Еленой Образцовой, Монтсеррат Кабалье, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Юрием Темиркановым.

В. Минин основал хор, когда был ректором Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, первый состав был набран из студентов и преподавателей Гнесинки. Днём рождения хора стало 23 апреля 1972 года, когда коллектив выступил на сцене Дома учёных. На протяжении многих лет певцы приходили и уходили, неизменным его участником оставался лишь сам В. Минин, заставляющий хор преодолевать новые музыкальные и географические горизонты.

Распад СССР принёс большие перемены как в образовании, так и в музыке, страна была подвержена новым влияниям со стороны Запада. Хотя В. Минин и говорит, что не отвергает современную российскую поп-музыку, он обвиняет её в "несколько извращённом характере" и сожалеет об упадке популярности хоровой музыки: "В советский период, хоть и не очень хорошо, но всё же детей в школах учили пению. Теперь этого не происходит...".

Размышляя о главных достижениях хора, В. Минин подчёркивает его победу на Первом Международном хоровом конгрессе в Вене в 1986 году, где коллектив выступал "вместе с певцами мирового уровня — такими, как Елена Образцова и Евгений Нестеренко" и "замечательными дирижёрами": Спиваковым, Башметом, Светлановым.

Поводом для гордости является также первый визит хора в Соединенные Штаты в позднюю брежневскую эпоху: "Кто мог похвастаться возможностью отправиться в тур в Америку в 1978 году? Какая музыкальная группа могла об этом говорить?". В последующие годы хор продолжил гастролировать по миру и выступать на самых крупных сценах: более 1,5 миллиарда человек услышали, как хор исполнил Гимн России на зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере.

Несмотря на все успехи, у хора никогда не было места, которое он мог бы назвать домом. Артистам приходится репетировать в одном помещении с детской танцевальной школой на площади всего 60 квадратных метров. "Звуку некуда идти!", - сокрушается В. Минин. В знак признания заслуг перед государством, Мэрия Москвы выделила хору новое помещение площадью 1138 кв. м., однако ряд препятствий до сих пор не позволил коллективу переехать. Ожидается, что строительные работы будут завершены к концу этого концертного сезона.

Последние годы не были легкими: в частности, вечной 2014 года В. Минин пережил попытку части хора отправить его в отставку – художественного руководителя тогда назвали "порождением давно ушедшей эпохи - мрачной, подавляющей". Вспоминая об этой ситуации сегодня, Маэстро настроен оптимистически, поскольку у каждого в работе случаются "взлёты и падения".

В. Минин всегда отстаивал свою позицию, с годам принимая на себя ряд рисков. Ещё в 1973 году он предпринял смелый шаг, включив в репертуар хора церковную музыку Рахманинова и Чайковского ("не рекомендованную для исполнения"). И всё же он не может полностью отвергнуть Роль идеологии в советской музыке: "Вы можете подойти к идеологии по-разному: приветствовать её или отклонить, главное — это то, что она существует", - объясняет В. Минин.

"Теперь на смену идеологии пришли деньги. Когда происходят подобные вещи, выбор репертуара всё больше диктуется рынком. В наши дни правительство описывает концертное выступление как "услугу" и это не соответствует никаким приемлемым понятиям", - говорит он.