"Голос из хора" /к 40-летию МГАКХ/:

«Он явился тем первым хором, 
который мне открыл возможности этого жанра. 
Не раз в его искусстве я находил вдохновение».
Георгий Свиридов

«Применительно к этому коллективу
слово «хор» мало подходит. 
Не хор, а ансамбль влюбленных в музыку людей».
Евгений Нестеренко

Любознательный читатель, штудирующий «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, найдет там интересные сведения о музыкальной жизни Парижа в конце 18 века.

«На страстную и святую недели всякий вечер в оперном доме бывает духовный концерт, где я провел несколько весьма приятных и, можно сказать, сладких часов, слушая Гайденову «Stabat Mater» Йомеллиево «Miserere»... Несколько раз грудь моя орошалась жаркими слезами — я не отирал их — я их не чувствовал... Небесная музыка! Наслаждаясь тобой, возвышаюсь духом и не завидую ангелам...»

Скоро современные меломаны в России тоже смогут насладиться музыкой Йомелли. Одно из нескольких его «Miserere» включено в абонемент Московского камерного хора (сезон 2012-2013 гг.).

Недавно хору исполнилось 40 лет, что явилось поводом для очередной встречи и беседы (я пишу об этом коллективе с 1990 года). В интересном разговоре, который лег в основу данной публикации, приняли участие несколько человек — художественный руководитель и главный дирижер В.Н. Минин, директор Хора А.А. Дубильер и три представителя Хора — Ирина Никольская, Наталья Баканова и Александр Воробьев.

За стеной в это время слышалось приглушенное пение. Оказывается, в репетиционном зале шла работа над уже упомянутым «Miserere», четырехголосным сочинением а капелла. Хор разделился на пять октетов, каждый из которых предлагал свою трактовку, свое видение... Ведь надо, чтобы музыка далекого 18 века, по стилю близкая к еще более далекому Палестрине (16-й век), «не превратилась бы в мумию» (слова Владимира Минина). Как же выглядит Хор сегодня, по прошествии четырех десятилетий? Количество основных участников не изменилось — 40-42. Оно может быть увеличено за счет приглашенных певцов, чаще всего из Капеллы имени Юрлова. Артисты хора, как правило, имеют по две специальности: по среднему музыкальному образованию они могут быть инструменталистами или хоровиками, а высшее обычно получили уже как вокалисты (когда-то в Хоре преобладали дирижеры-хоровики).

В последнее время Хор помолодел и качественно вырос, так как стало возможным принимать иногородних. В хор приходят отличные профессионалы, которых привлекает работа в прославленном коллективе (в основном это приезжие из России и Украины). Они обладают прекрасной подготовкой и большим желанием трудиться, очень активны, мобильны, темпераментны... А ведь было время, когда В.Н. Минин в беседе с Э. Котлярским сетовал: «Качество кадров, приходящих в хор, крайне низкое...»

Правда, теперь перед хором встала нелегкая задача — объединить всех участников одной школой, научить тонкому владению интонацией, гибкостью голоса, тембром. Ведь где-то музыка требует более светлого звука, где-то — более темного, густого... Последние 7-8 лет в Хоре идет настойчивая работа над этим. Ее проводят два опытных вокальных педагога — з.а. России Светлана Юрасова и Ирина Никольская (они давно в хоре, являясь его ведущими солистками). Совсем не просто добиться единого качества звучания в каждой хоровой партии. Вот люди и учатся — и в 40, и в 50, и в 60 лет...

Особенно это касается «новеньких» - при первом прослушивании они узнают, на что надо обратить внимание, над чем поработать. К счастью, никто не возражает против этого. Проявляют понимание и неустанно трудятся!

Художественное руководство Хором все годы осуществляет народный артист СССР, профессор В.Н. Минин и его ассистенты-хормейстеры — з. а. России Екатерина Емельянова и Юрий Богатырев. Юрий Богатырев, прошедший школу профессора В.О. Семенюка Академии имени Гнесиных, появился в Хоре недавно: он заменил Александра Соловьева, ставшего ассистентом главного дирижера в Большом театре. Минин своими помощниками очень доволен.

Руководство Хора всячески приветствует и поощряет инициативу артистов по подбору и разучиванию репертуара. Так было и раньше, но сейчас — особенно. Важно только, чтобы качество музыки и ее исполнения отвечали высокой планке коллектива.

«Требования, которые мы предъявляем каждому исполнителю, очень высоки» - замечает главный дирижер. «Это, прежде всего, инициативность исполнительства. Не бездумное следование моей воле, а непременно — свое начало, свое творческое усилие. Только солист должен сочетать свои усилия с общим замыслом!»

Здесь, в первую очередь, речь идет об исполнении народной, классической и эстрадной музыки ансамблями — дуэтами, трио, квартетами... Часто по окончании концерта на вызовы выходят 20 солистов, т. е. половина Хора! Значит, в другой раз выйдут кланяться уже другие 20 человек...

Вокальные ансамбли прозвучали и в юбилейном концерте (Большой зал консерватории, 26 апреля 2012) — украинская народная песня «Ой, чiй-то кiнь стоiть», спетая мужским квартетов, и песня Джона Леннона «Because», переложенная для октета (четыре женских и четыре мужских голоса) И. Заборовым.

Украинская песня прозвучала как-то раз на юбилее одной из старейшин Хора Валентины Нестеровой, а потом прочно прижилась в репертуаре... В.Н. Минин с юмором представляет ее публике как «художественную самодеятельность артистов хора».

Владимир Минин изначально хотел создать камерный русский современный хор, а точнее — вокальный ансамбль, «высшей задачей которого было бы совершенство исполнения». Только это могло бы вернуть хоровому искусству его роль в жизни народа. По глубокому убеждению мастера, азбукой любого русского хора должна быть русская народная песня. Но академический хор будет петь ее в композиторской обработке. Программа первого концерта (точнее, это было одно отделение в зале московского Дома ученых 23-го апреля 1972 года) была песенной и русской. Ее составили авторские обработки и оригинальные сочинения в народном стиле отечественных мастеров.

По моей просьбе Владимир Николаевич Минин вспомнил программу того самого, первого концерта. Вот ее содержание.

Программа первого концерта

  • Аноним «Многолетие Петру I» (знаменный распев конца 17 — нач. 18 века)
  • Аноним «Похвала хозяину» (застольная песня тех же времен)
  • Аноним «Кант на заключение Ништадского мира» (та же эпоха)
  • Захар Бляхер «Прибаутки» и «Звонили звоны» (свадебная игровая песня)
  • Гергий Свиридов «Ты запой мне ту песню, что прежде» (сл. Есенина)
  • Сергей Слонимский «Печальное сердце мое» (здесь, как и в песне «Звонили звоны», солировала Наталия Герасимова)
  • Валерий Калистратов «Таня-Танюша» (песня Курской области)
  • Родион Щедрин «Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь»

С годами репертуар Хора очень расширился, и теперь в нем полно представлена не только русская, но у зарубежная музыка. Масштабы тоже впечатляют: несколько десятков (примерно 60-70) произведений крупной формы (кантаты, оратории, циклы) и несколько сотен (примерно 300-400) мелких сочинений. За сорок лет дано огромное количество концертов (не менее двух-трех тысяч).

Хотелось бы подчеркнуть, что профессор В.Н. Минин, руководя Хором, не боится выйти за привычные репертуарные и стилистические рамки академического коллектива. Думается, этому немало содействовало творческое освоение музыки Гергия Свиридова и Валерия Гаврилина. Один из недавних примеров — привлечение засл. артиста России А.Дедова из Кубанского казачьего хора как солиста при исполнении фрагментов из «Перезвонов» Гаврилина в апрельском юбилейном концерте.

«Мне хотелось отойти от академического пения, представить именно народного певца. Насколько это сочетаемо — не мне судить...»/Минин/. Оказалось — вполне сочетаемо.

Если же говорить о расширении репертуарных рамок, то не обойтись без рассказа о музыкально-литературных композициях.

Первый (очень удавшийся) опыт пришелся на 14 мая 2005 года, когда в Большом зале Московской консерватории была исполнена композиция «Люди теплые, живые...» Хор Минина и поэт Евгений Евтушенко посвятили ее всем, кто положил жизнь за Родину (отмечалось 60 лет Победы).

Необычно было уже само начало концерта — хор сбегался на сцену из зала под звуки позывных советского радио и окружал дирижера тесным кольцом... Из гробовой тишины рождался общий плач, полный скорби и тревоги (фрагмент хорового концерта Г. Свиридова «Памяти А. Юрлова»)... Евтушенко, как оказалось, очень талантливый декламатор, прочел много стихов на военную тему — свои, А. Твардовского, К. Симонова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, А. Межирова... Читал и небольшие отрывки прозы (из «Войны и мира» Лю Толстого, романов В. Гроссмана, В. Некрасова, К. Симонова).

«Островки» музыки в исполнении хора и солистов усиливали эмоциональный смысл чтения. Внесла свою лепту и Народная артистка России Ольга Остроумова, певшая-читавшая «Жди меня» К. Симонова — К. Молчанова...

Стремясь полнее воссоздать панораму народной жизни тех суровых лет, авторы монтажа привлекли и народные голоса с частушками, и народные инструменты (баян, гармонь)...

Первый успех окрылил. И постепенно появилось еще несколько подобных композиций. В марте 2007-го нар. артист России Александр Филиппенко представил слушателям БЗК программу «Сергей Есенин...», где стихи перемежались вокальной и хоровой музыкой нескольких авторов (более всего — Г.В. Свиридова). Можно считать эту композицию подготовкой к масштабной есенинско-свиридовской программе «Мы все судьбой своей оплаканы» (2009г.). В ее основе стихи поэта в исполнении А. Филиппенко и «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова. К очередной годовщине гибели А.С. Пушкина была приурочена композиция «О нет, мне жизнь не надоела!» (февраль 2010г.). В первом отделении звучал «Пушкинский венок» Г. Свиридова в классическом прекрасном исполнении мининцев. Во втором отделении тоже царил Пушкин: Народный артист России Игорь Костолевский читал «Пир во время чумы» в привлечение музыки Перселла, Шнитке и Свиридова...

Еще один подобный вечер прошел в Большом зале консерватории 8-го апреля 2010 г. - «У войны не женское лицо» (по мотивам повести Св. Алексиевич). Композиция, посвященная 65-летию Великой Победы, объединила художественное чтение Светланы Крючковой и Елены Лядовой с очень разнообразной музыкой. Прозвучали фрагменты музыки М. Таривердиева, В. Рубина, песня «Соловьи» В. Соловьева-Седого и два крупных сочинения — вокально-симфоническая поэма «Военные письма» В. Гаврилина и хоровое сочинение Г. Канчели «Осиянные солнцем» (российская премьера). Мне тогда показалось, что даже вдохновение и мастерство Владимира Минина, стоявшего за пультом, не спасли огромную композицию от некоторой затянутости... Все же это не слишком испортило общее впечатление от музыкально-литературных программ, уже нашедших путь к сердцу слушателя.

Все три концерта были повторены в следующем сезоне (2011-2012 гг.), образовав особый абонемент «Исповедальное слово» в Камерном зале Московского Дома музыки. К ним был добавлен еще один концерт — давняя партнерша Хора Народная артистка России Алла Демидова прочла свою композицию по повести Пушкина «Пиковая дама». Музыкальный ряд подкрепил и усилил впечатления от художественного слова. Народная артистка СССР Елена Образцова, друг и соратник Хора с первых его лет, исполнила песенку графини из оперы «Пиковая дама». Пели и артисты хора (тоже фрагменты оперы Чайковского).

В.Н. Минин смело включает в программы Хора музыкальные сочинения, казалось бы, далекие от его основной линии. Именно так сложилась дружба коллектива с известным музыкантом из Великобритании Уэйном Маршаллом (органистом, пианистом и дирижером). Она началась в австрийском Брегенце на знаменитом летнем оперном фестивале. Тогда, в 2003-2004 гг., мининцы успешно участвовали в постановке классического мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Вскоре, в 2006-м, состоялся впечатляющий совместный концерт в Москве. Звучала музыка Бернстайна, Копленда, спиричуэлс.

К 40-летию мининского хора Уэйн Маршалл преподнес столичной публике творческий подарок — целый концерт из английской и американской музыки под названием «Вечер премьер» (апрель 2012 года).

В первое отделение вошли отрывки из оратории сэра Майкла Типпета «Дитя нашего времени» (1939-41гг.) и несколько спиричуэлс в прекрасном исполнении Хора и его солистов.

Для второго отделения Уэйн Маршалл и известная американская эстрадная артистка Ким Крисвелл подготовили (специально для России)концертную версию мюзикла Бернстайна «Чудесный город» (1953 г.). Ее исполняли зарубежные солисты и мининский хор. «Мы «завели» публику, сидевшую в партере: она вставала, танцевала между рядами — это было здорово! Участие в мюзикле полезно для хора — у него вырабатывается свобода, подвижность, раскованность. И потом, это не попса, а классика жанра!» (из рассказа А. Воробьева). Правда. Не всем московским слушателям пришлась по вкусу эта постановка, часть их даже ушла со второго отделения. Но, думается, прав В.Н. Минин. Когда говорит: «Нельзя все время черпать из одного колодца, так как вода в нем может помутнеть...»

Вообще Владимира Николаевича всегда отличала широта художественных взглядов. Об этом говорить и его увлечение музыкой Карла Орфа. Заметим, что сейчас в России возрождается интерес к этому композитору.

В январе 2009 года на юбилее В.Н. Минина Хор очень достойно представил кантату «Кармина Бурана» (см. мою статью в журнале «Музыкальная академия» №3 за 2009 г.). Вторую часть хоровой трилогии Хор исполнил в октябре 2011 года. Кантата «Катулли кармина» на слова древнеримского поэта Катулла прозвучала там же, в БЗК. Хор был усилен группой певцов из капеллы им. Юрлова. В исполнении удачно сочетались живость и чувство стиля. Сольные партии прекрасно спели тенор Маркус Брутчер из Германии и сопрано Елена Аюшеева, «настоящая жемчужина», по выражению В.Н. Минина. Эта певица запомнилась московской публике чарующим исполнением сольной партии в «Кармина Бурана». Инструментальное сопровождение кантаты осуществили ансамбль ударных Марка Пекарского (по оценке Минина «он был выше всяких похвал») и блестящий квартет роялей — Екатерина Мечетина, Александр Гиндин, Елена Ильина и Михаил Лидский. Добавлю, что в первом отделении того же вечера Гиндин вместе с концертмейстером Хора Еленой Ильиной аккомпанировали вокальным ансамблям хора, певшим «Вальсы любви» И. Брамса.

Превосходный музыкант, Заслуженный артист России А. Гиндин с недавних пор стал активным партнером мининцев, что хорошо отражается на творческой атмосфере коллектива.

На вопрос у художественному руководителю Хора, не планирует ли он исполнение последней части хорового триптиха Орфа - «Триумфа Афродиты», я получила уклончивый ответ. «Там требуется большой состав участников, большой оркестр... Не знаю, сможем ли мы это осилить...»

Что же вошло в абонемент МГАКХ нового концертного сезона (2012-2013 гг.)?

Три концерта в Большом зале Московской консерватории с повторением всех выступлений в Санкт-Петербурге. «В принципе абонемент поделен пополам между западной и русской музыкой» (слова проф. Минина). Первый концерт отдан «Маленькой торжественной мессе» Д. Россини, которая исполнялась Хором на заре его существования другим составом исполнителей. В концерте 14 ноября 2012 г. партию фортепиано исполнит звезда наших дней Екатерина Мечетина. Сольные партии споет интернациональный состав певцов: Мария Эспада (Испания), Аннамария Попеску (Канада), Шалва Мукерия (Грузия) и Алексей Тановицкий (Россия).

Второй концерт абонемента (20 февраля 2013 года) почти целиком представляет музыку ХХ и ХХI века. В первом отделении прозвучит «Миререре» ЙОМЕЛЛИ И ЛИТУРГИЯ Владимира Дашкевича «Семь зарниц Апокалипсиса», посвященная Минину (ее премьера состоялась в Петербурге в 2007 году). Оба сочинения исполнит хор без сопровождения.

Во втором отделении Хор будет петь «Симфонию псалмов» Игоря Стравинского (переложение для хора и двух роялей) и «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна (тоже в переложении — для хора, двух роялей и ударных). Дирижер концерта — Владимир Минин. Партии фортепиано исполнят Александр Гиндин и Вячеслав Грязнов.

Добавим, что 27 ноября 2012 года мужская группа Хора будет участвовать в исполнении оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип» под управление В.И. Федосеева (в рамках «Царского абонемента» БСО им. Чайковского).

Музыку Сергея Танеева, прочно вошедшую в репертуар коллектива, мы услышим 18 апреля 2013 года — четыре хора без сопровождения на слова Полонского и кантату для солистов, хора и оркестра «По прочтении псалма». Российским национальным оркестром будет дирижировать Михаил Плетнев.

Сотрудничество Московского камерного хора с нашими лучшими оркестрами радует профессора Минина. Но ему и его хору очень недостает хорошей современной музыки для хора без сопровождения. Он полагает, что «назначением русского хора а капелла является обращение к людям с музыкой, поднимающей проблемы совести, добра, идеалов. Хору же с оркестром более подвластны проблемы исторические, национальные, гражданственные, государственные...»

Недавно по «Орфею» передавали запись концерта, прошедшего в зале имени Чайковского 14 июня этого года (один из четырех концертов «Царского абонемента»). Было слышно даже по радио, какой восторг и подъем духа охватил публику в тот вечер... И удивляться тут нечему — давалась оратория Прокофьева «Иван Грозный» в превосходном исполнении — пел Московский камерный хор Владимира Минина. Играл БСО Владимира Федосеева, который и был за пультом, говоря о разном предназначении двух основных видов хорового искусства.

Год назад. Желая обогатить репертуар своего хора. Выдающийся хормейстер обратился в Московскую консерваторию с творческим предложением — провести конкурс на лучшее сочинение для хора а капелла среди молодых композиторов и вообще всех желающих. Но пока — тишина...

Уже в первые годы жизни Московский камерный хор много ездил — сначала в подмосковные города, потом по Союзу, вскоре с ним познакомились и за рубежом (первой была Чехословакия). К сегодняшнему дню МГАКХ побывал почти во всех странах мира! Мне рассказали немало интересного о гастролях хора.

Из рассказов А. Дубильер, Н. Бакановой, И. Никольской.

В прошлом сезоне мы выступили в нескольких городах России (помимо Москвы и Петербурга). Есть два города, которые Хор посещает почти ежегодно. В Бресте участвуем в «Январских музыкальных вечерах» (проводятся каждые два года). В Смоленске бываем еще чаще. Обычно поем на Всероссийском фестивале имени Глинки в красивом зале филармонии, похожем на Рахманиновский. Он всегда бывает переполнен. На этот раз мы «обкатали» там программу юбилейного апрельского концерта. Ту же же программу возили в Оренбург. Везде нас принимали «на ура».

В самом конце сезона (конец июня) участвовали в закрытии ХХ Сахаровского фестиваля в Нижнем Новгороде. Это был грандиозный во всех смыслах Концерт! Во многом благодаря чудесному камерному оркестру из Литвы, выступившему под управлением известного скрипача Сергея Крылова. Они играли первые два отделения, а в третьем наш хор пел «Глорию» Вивальди (солировали Белла Кабанова и Ирина Никольская).

Бас Александр Воробьев рассказал о заграничных поездках последних лет. «На церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере (февраль 2010) наша команда «стройными рядами, легкими шагами» шла по стадиону, утопая по колено в искусственном снегу. У нас комок в горле стоял, когда мы пели наш Гимн (многие спортсмены нам подпевали). Все это было очень красиво снято для показа по телевидению.

А наша поездка в Японию! Там наш хор давно знают и очень любят, но в этот раз мы приехали всего через несколько месяцев после страшной апрельской трагедии — аварии на атомной станции в Фукусиме... Но японцы удивительные люди — они не дают этого почувствовать. Мы были там почти месяц (с конца ноября 2011 года), проехали всю страну — с севера, где было -2 градуса, до юга. Где было 24. И везде были полные залы, нами восхищались.

Исполняли самую разную музыку — и русскую народную (нам помогал японский балалаечник в русском костюме), и русскую духовную, и западную классику... И Канчели спели - «Amao omi» (по мне — это было одно из лучших наших его исполнений).

Моя встреча с хором и его руководителями состоялась незадолго до их отпуска. Уже в середине августа хор возобновил свою работу.

Состоялись две важные, хотя и недальние поездки. 25-го августа хор под управлением Минина выступил в Ярославле на ХХ Международном фестивале «Преображение» в церкви Ильи-пророка. Пели русскую музыку — народную и духовную.

31 августа в Ростове Великом состоялись торжества по случаю 1150-летия образования русского государства (862 год — начало правления династии Рюриковичей). Хор выступал в местном кремле под открытым небом вместе с БСО имени Чайковского (пели «Хор половецких девушек» Бородина, «Славься» Глинки...).

21-го сентября торжества по этому же поводу пройдут в Новгороде Великом. Хор едет и туда.

Между этими поездками прошло несколько небольших, но ответственных выступлений в столице.

2-е сентября. Участие в уличных концертах, приуроченных к Дню города. Пели народные и популярные песни.

11-е сентября. Кремлевский Дворец съездов. Участие в юбилейном концерте Иосифа Кобзона, давнего творческого партнера и друга Московского камерного хора (совместное исполнение песни Яна Френкеля «Журавли»).

13-е сентября. Участие в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» (Четвертый большой фестиваль Михаила Плетнева в Концертном зале имени Чайковского). На мой взгляд. Хор пел превосходно.

В «золотой фонд» Московского камерного хора давно вошел «Реквием» Моцарта. Вскоре он будет трижды исполнен хором в Москве. 10-го и 19-го октября под управлением Юрия Богатырева с камерным оркестром Центра Павла Слободкина, 23-го ноября — под управлением Эри Класа с оркестром Павла Когана.

Один из этих концертов (10-го октября) будет дан в Детской школе искусств №11 в Ясенево и явится одним из проявлений совершенно добровольной и бескорыстной деятельности МГАКХ по приобщению детей к высокой музыке.

Московский камерный хор. Возглавляемый Владимиром Мининым, начал сорок первый год своего путешествия по волнам музыки!

Роксана Саркисова,
сентябрь 2012 г.

Постскриптум. Разумеется, пока эта статья выйдет в свет, материал ее частично устареет, переместившись из будущего в прошедшее время...

Надеюсь, читатели простят это автору, стремившемуся, в меру скромных сил и возможностей, запечатлеть разнообразную, насыщенную жизнь и перспективы Московского камерного хора, хора Минина.