…И дирижер ломает палочку в руках

«Проведение конкурса молодых дирижеров есть свидетельство энтузиазма и уважения к хоровой культуре».
Владимир Минин

V Всероссийский конкурс хоровых дирижеров, состоявшийся с 15 по 20 ноября 2011 года в Салаватском музыкальном колледже, был посвящен 95-летию Г.В. Свиридова. Жюри вновь возглавил народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор, художественный руководитель Московского государственного академического хора В.Н. Минин.

В I туре приняли участие 27 конкурсантов – студентов вузов и аспирантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Краснодара и Петрозаводска. Во II тур прошли 11 человек. Молодые дирижеры показали разную степень технической оснащенности, коммуникабельности, знания произведения, целеустремленности. В результате 6 участников прошли в следующий, III тур. Победителем конкурса, получившим Диплом лауреата I степени, стал С.Майский (г. Москва).

Маэстро Владимир Минин поделился своими впечатлениями о конкурсе.

- Владимир Николаевич, насколько конкурсантам удалось справиться с вокально-симфоническим произведением?

- Кантата С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин» – это «экзамен на музыкальную зрелость», а ее исполнение выявляет «понимание стиля, логики развития музыкальной материи» и требует от дирижера «живого отношения к метрике и внимания к каждой детали авторского текста». А ваш вопрос скорее связан с работой педагога конкурсанта. Ведь как обучал педагог, так и показал себя ученик. Одни конкурсанты основываются на слышании фортепиано, а другие стараются (попытки есть) услышать музыку в реальном звучании оркестра и хора. Но попытки эти пока слабенькие, потому что студент обучается одному делу, и вдруг ему вручается сочинение, в котором встречаются разделы по другой профессии – дирижирование оркестром. Поэтому здесь можно говорить только о попытках, а не воплощении.

- Каков статус салаватского конкурса в плане его престижа в российском пространстве? Есть ли дальнейшая творческая перспектива у победителей конкурса?

- К сожалению, российское Министерство культуры пока не стимулирует лауреатов конкурса. Материальная награда – это лишь одна восьмая часть дела. Было бы замечательно, если бы министерство дало возможность лауреатам работать в ведущих концертных и театральных коллективах страны. И, конечно, было бы блестяще отправить их на стажировку за рубеж в такие страны, как Германия, Швеция, Дания, Англия.

- Вам часто приходится принимать участие в различных конкурсах в качестве члена жюри. Не могли бы вы сравнить салаватский конкурс с другими подобными конкурсами?

- Я не раз бывал на конкурсах за границей, но это были конкурсы с несколько другой спецификой: конкурсы хоровых коллективов, но не хоровых дирижеров. Я считаю, что салаватский конкурс, пожалуй, наиболее представительный. Его можно считать статусным. Он проводится регулярно, хотя, к сожалению, финансовые возможности пока не позволяют делать это чаще, например, раз в два года, что стимулировало бы потенциальных участников.

- Как вы оцениваете организацию конкурса?

- Я бы высоко оценил  усилия директора Салаватского музыкального колледжа В.А. Жирнова и его команды. Все, что они делают, заслуживает всяческого уважения.

V Всероссийский конкурс хоровых дирижеров подарил яркие незабываемые музыкальные впечатления, возможность обсуждения проблем современного хорового исполнительства, открыл имена молодых талантливых дирижеров и перспективы их дальнейшего профессионального становления.

Фируза Сафаргулова,
преподаватель Салаватского музыкального колледжа, кандидат искусствоведения
Журнал «Рампа. Культура Башкортостана» №1 за 2011 год