С российским акцентом

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Московский камерный хор Владимира Минина в этом сезоне проводит цикл концертов, объединенных темой «Стабат Матер». Текст этой латинской секвенции, рассказывающий о переживаниях Богородицы, смотрящей на распятие Сына, пользовался чрезвычайной популярностью у композиторов разных эпох. И в программы филармонического абонемента Московского камерного хора включены «Стабат Матер» Перголези, Россини, Верди. Впрочем, идея реализуется многогранно: так, в недавнем концерте в Большом зале консерватории «Стабат Матер» Верди оказалась в окружении духовных сочинений других жанров и национальных школ. Вечер начался с фрагментов из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Рахманинова, репертуарного сочинения этого коллектива, записавшего ее в 1995 году на фирме «Мелодия». В концерте была выстроена целая литературно-музыкальная композиция: в начале и в середине отделения великолепно читала стихи (в частности, «Сретенье» Бродского) актриса Ольга Остроумова.

«Литургия» Рахманинова открывает перед исполнителями достаточно широкий простор в плане интерпретации. В.Минин придерживался более строгой, близкой к богослужебной, манеры пения. Звучание хора отличалось монументальностью, которая во многом достигалась за счет ярких и красивых голосов мужской басовой группы. В.Минин выбрал десять частей из семнадцати и создал свою композицию, ориентируясь прежде всего на образный контраст музыки. Примечательно, что завершала подборку часть «Тебе поем» – тихая кульминация "Литургии", прозвучавшая сосредоточенно и в то же время поэтично, как того требует эта великая музыка.

Во втором отделении к Московскому камерному хору присоединился один из его постоянных партнеров — БСО имени Чайковского, за пульт которого встал сам В.Минин. Хотя артист в недавнем интервью газете «Культура» подчеркивал, что «не рвется за пульт симфонического оркестра», но в то же время констатировал, что «пение хора без сопровождения сегодня не очень-то популярно и вряд ли можно в Москве собрать зал на такую программу». Так или иначе, но вокально-инструментальные произведения Верди и Пуленка внесли совершенно иные краски в концерт Московского камерного хора, отметившего в прошлом году 35-летие.

«Стабат Матер» Верди (из цикла «Четыре духовных песнопения», 1896) – сочинение, созданное композитором за пять лет до кончины. В нем много узнаваемых, чисто вердиевских «оборотов», оно буквально напоено оперной кантиленой. Наверное, в данном случае от хора хотелось бы более явственного переключения в сферу итальянской оперы, более певучего и тонкого вокала. Вторая проблема – нечеткая артикуляции текста. А поскольку певческая манера во многом определяется просодией языка, то временами и возникало ощущение, что музыка интонируется с российским «акцентом».

Гораздо удачнее оказался в этом отношении Пуленк. У него, кстати, также есть «Стабат Матер», сочинение, считающееся вершиной духовного творчества этого композитора. Но В.Минин избрал его поздний опус «Глория» — сочинение откровенно светское по духу, с элементами сознательной иронии и гротеска над литургией. Сам Пуленк писал, что «думал о фресках Гоццоли, на которых изображены ангелы, показывающие языки; и представлял себе важных бенедиктинцев в день футбольных игр». Пожалуй, артистам не мешало бы учесть эти слова композитора и в некоторых моментах «Глории», в частности во второй части, быть более дерзкими и раскованными, подчеркнув тем самым контраст с традиционными по стилю частями. Как раз музыкантам и удались номера, выдержанные в «серьезном» ключе, например, третья и пятая части с соло сопрано. Молодая петербургская певица Евгения Муравьева уверенно справилась со своей партией, продемонстрировав и «ангельского» тембра верха, и выразительные низы.


Евгения Кривицкая
портал «Культура», 2008 г.
http://new.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?crubric_id=1002065&number=761&pub_id=922...