Памяти Георгия Свиридова (Телепрограмма 09.12.06, текст передачи)

Памяти Георгия Свиридова (Телепрограмма 09.12.06, текст передачи)

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте! В прямом эфире – «Православная энциклопедия». Много ли мы знаем о людях, добившихся в советское время больших успехов и признания? И много, и мало. Например, Георгий Свиридов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, всемирно известный композитор… И в то же время глубоко верующий человек, христианин и патриот. О его судьбе мы сегодня побеседуем с нашим гостем, руководителем Московского камерного хора народным артистом Советского Союза Владимиром Мининым.


Владимир Николаевич Минин

  • Родился 10 января 1929.
  • Учился в Хоровом училище в классе 1945 г. выпуска.
  • 1945, поступил в Московскую консерваторию;
  • 1949, приглашён хормейстером в Государственный Академический русский хор СССР;
  • 1951, назначен художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Советской армии в Польше;
  • 1954, поступил в аспирантуру Московской консерватории;
  • 1958–1963, возглавлял Государственную заслуженную капеллу Молдавии «Дойна»;
  • 1965–1967, художественный руководитель и главный дирижёр Ленинградской Капеллы;
  • 1972, создал самодеятельный хор студентов и педагогов института им. Гнесиных, преобразованный в 1973 в профессиональный коллектив – Московский Государственный Академический Камерный Хор. Руководит им до настоящего времени.
 

Ведущий: – Владимир Николаевич, Вы были близки с Георгием Васильевичем Свиридовым не только творчески, но и лично. К нему благоволила власть: лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий, Герой Соцтруда, член Верховного Совета, Председатель Союза композиторов. А какой это был человек на самом деле?

Владимир Минин: – Юрий Васильевич, а именно так он просил себя называть, был личностью масштабной, прямо скажем гигантской. Я так говорю о нем не только как о композиторе, но и как о человеке, который истово любил Россию. Вместе с этим в нем можно было наблюдать наивность в ряде вопросов, не только бытовых, но и, например, политических. Так он питал поначалу большие надежды относительно новой власти в лице Горбачева. И на одном из торжественных собраний, когда ему предоставилась возможность познакомиться с Горбачевым лично, то последний сказал Свиридову: «Я Вашу музыку люблю». И не взирая на обласканность власть предержащими, это признание подействовало на Юрия Васильевича как-то ободряюще. При чем не потому, что его музыку любит первый человек в стране, а потому что «наконец-то в СССР к власти пришел человек, который просто знает мою музыку». Однако культуры, которую предполагал увидеть Свиридов, у этого человека не оказалось, да и не могло быть такой глубокой культуры у Горбачева.

Что касается «глыбистости» Свиридова, то здесь надо сказать следующее. После открытия «железного занавеса», многие, советские тогда еще, композиторы стали писать так, как писали музыку на Западе. А он не бросился также писать, потому что у него были свои взгляды на то, что такое музыка в России и убеждения относительно ее сущности и значения. Он считал, что музыка должна быть проникнута религиозным духом, но не в смысле ее церковности, а как сказал в сюжете Александр Ведерников (гиг и антский, надо сказать, талант), – музыка должна нести человеку светоч добра и любви. Это Свиридов и называл религиозностью.

Я спросил его однажды, уже после развенчания всяких культов, в связи с чем у него возникло желание написать на стихи Маяковского «Песню о Ленине»? Он ответил, что представлял себе, что в Россию после Октябрьского переворота пришла новая религия, которая должна эту страну вывести на какой-то новый этап жизни.

Ведущий: – А кто из современников Георгия Васильевича оказывал на него духовное влияние?

Владимир Минин: – Я не могу сказать здесь однозначно о какой-либо конкретной личности. В первую очередь, необходимо отметить, что Свиридов был человеком энциклопедических знаний. Он много читал. Но одно из важнейших благотворных и творчески плодотворных воздействий на него оказало общение с Твардовским, Беловым, Распутиным и др. писателями, которые знают, что такое глубина России.

Ведущий: – А Вам известно, какие храмы Москвы он любил посещать?

Владимир Минин: – Нет, этого я, к сожалению, не знаю.

Ведущий: – Сейчас стало известно, что в последние годы Свиридов много писал на тексты из Псалтыри, из Евангелия. Он эту музыку писал для исполнения в храме? Это церковная музыка?

Владимир Минин: – Я не могу знать, о чем думал Юрий Васильевич, когда сочинял эту музыку. Но когда все эти сочинения были написаны, то они оказались непригодными ни для храмового исполнения, ни для исполнения с концертной эстрады, потому что это музыка исповедальная. Знаете, бывало я приеду к нему на дачу, подойду к дому и вижу: он сидит один и играет эти песнопения. Мне представлялось, что Свиридов как бы отдает свой жизненный долг или просто выражает какую-то свою внутреннюю потребность.

Ведущий: – Это, наверное, можно сопоставить с молитвой, с самим его обращением к Господу.

Владимир Минин: – Да, скорее всего, Вы правы. Это было что-то близкое молитве.

Ведущий: – Спасибо, Владимир Николаевич за Ваше участие в нашей программе. Всего Вам доброго.

Владимир Минин: – Всего доброго.

 
Седмица.RU
http://www.sedmitza.ru/text/408158.html
http://www.sedmitza.ru/text/408155.html видео